Исламское Наследственное право
Наследственное право ( Аль-Фараиз ) в Исламе имеет достаточно важное значение. Раздел Аль-Фараиза в книгах фикха (исламского права) всегда выделяется отдельной главой (книгой). Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) назвал его половиной всех знаний. От Абу-Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
تَعَلَّمُوا الْفَرَائِضَ فَإِنَّهُ مِنْ دِينِكُمْ وَإِنَّهُ نِصْفُ الْعِلْمِ وَإِنَّهُ أَوَّلُ عِلْمٍ يُنْزَعُ مِنْ أُمَّتِي
« Изучайте наследственное право (Аль-Фараиз) и обучайте ему других, ибо оно является частью вашей веры, и поистине, оно является половиной знаний, и эта наука – первое, что потеряет моя община из знаний ». (Ибн Маджа, Байхаки)
И в действительности, данная область исламского права забывается и не применяется среди мусульман в должной мере ввиду того, что она мало изучается в современных исламских учебных заведениях, и простые мусульмане не оказывают достаточно внимания распределению наследства в строгом соответствии с шариатом. Тем не менее, это является одним из важнейших действий, совершаемых после смерти человека.
В хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَلْحِقُوا الْفَرَائِضَ بِأَهْلِهَا فَمَا بَقِيَ فَلِأَوْلَى رَجُلٍ ذَكَرٍ
« Отдавайте соответствующую обязательную долю наследства тому, кому она положена (по Шариату), а то, что осталось, достается самому близкому человеку (родственнику) мужского пола ». (Бухари 6732, Муслим 1615)
В отличие от современных мусульман, которые часто оставляют наследственное право без должного внимания и часто не распределяют имущество умершего согласно шариату, сподвижники (да будет доволен ими Аллах) уделяли большое внимание этому разделу исламского права. Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:
إذَا تَحَدَّثْتُمْ فَتَحَدَّثُوا فِي الْفَرَائِضِ وَإِذَا لَهَوْتُمْ فَالْهُوا فِي الرَّمْيِ
« Когда вы говорите, то говорите о наследственном праве, а когда вы развлекаетесь, то развлекайтесь стрельбой из лука ». (Хаким)
Самыми известными знатоками наследственного права из числа сподвижников были: Али Ибн Абу Талиб . Ибн Аббас . Зайд Ибн Сабит и Ибн Масуд (да будет доволен ими всеми Аллах). Ни одному вопросу наследственного права, в котором имеется согласие между этими четырьмя сподвижниками, не противоречил в дальнейшем ни один учёный из нашей Уммы. Что касается тех некоторых вопросов, в которых они противоречат друг другу, то Имам Аш-Шафии выбрал мнение Зайда (да будет доволен им Аллах), ибо имеется высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
« Лучше всех из моей уммы наследственное право знает Зайд (ибн Сабит) ». (Хаким)
Основной же причиной следования Имама Аш-Шафии в вопросах наследственного права именно Зайду (да будет доволен им Аллах) было то, что все правила наследственного права, которые он установил, строго соответствовали Корану и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Исламские учёные правоведы (факихы) дали наследственному праву (Аль-Фараиз) следующее определение: « Аль-Фараиз – это наука, связанная с наследством и знанием математических расчётов, с помощью которых можно определить размер доли, которая полагается каждому наследнику из имущества, оставленного умершим человеком (тарика) ».
После того, как человек покидает этот мир, первым делом из его имущества выделяются средства на его похороны, то есть на приобретение савана и всего, что связано с погребением, а также на оплату людям, которые омывают покойного, копают могилу и тому подобное. Но в этот пункт не входят средства, выделяемые на проведение различных мероприятий, которые вошли в обычай и не являются обязательными действиями, связанными с похоронами.
Далее выплачиваются все долги умершего. Первым делом начинают с долгов, которые он имеет перед Всевышним Аллахом: закят, хадж, каффарат и тому подобное. В первую очередь необходимо выделить сумму для исполнения хаджа за умершего, затем можно раздать из его имущества милостыню, исполнить завещание, поделить наследство и тому подобное.
Например, если человек умер, не совершив обязательный хадж, то до того, как разделить его имущество между наследниками и исполнить завещание, следует отложить сумму, необходимую для совершения за него хаджа и оставить её неприкосновенной до наступления времени хаджа. Если же настало время хаджа, то нужно все отложить и в первую очередь совершить за усопшего фарз-хадж, то есть хадж за него должен совершить близкий родственник или посторонний человек (за оплату) по поручению родственников усопшего.
Таким же образом следует поступить и с другими долгами умершего перед Всевышним Аллахом, и только после этого выплачиваются остальные долги умершего.
Далее приступают к исполнению его завещания. Завещание исполняется, если оно соответствует шариату и расходы на его исполнение не превышают одной трети средств, оставшихся после расходов на похороны и погашение всех долгов имущества. В противном случае те пункты завещания, которые не соответствуют шариату или расходы на которые превышают одну треть, не исполняются. Но если имеется согласие всех наследников, то допускается превышение этого лимита. Если согласны только некоторые наследники, то завещание, превышающее лимит, исполняется за счет их долей или же в соответствии с размером их долей. Стоит отметить, что завещание в пользу прямого наследника также не исполняется, кроме случаев, когда остальные наследники согласны с этим.
После всего этого оставшееся имущество умершего разделяется между наследниками согласно долям, указанным в Священном Коране.
Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов, а другие наследники могут получать или не получать свою долю при наличии или отсутствии тех или иных наследников.
Одним из основных общих правил разделения имущества умершего является принцип, согласно которому при наличии равноправных наследников мужского и женского пола, в большинстве случаев мужчина получает вдвое больше, чем женщина.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنْثَيَيْنِ
« Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну – долю, подобную доле двух дочерей (наследнику мужского пола долю, равную доле двух наследниц) ». (сура Ан-Ниса, 11)
Всевышний Аллах повелевает быть справедливыми со своими детьми, ибо во времена джахилии люди оставляли наследство лишь детям мужского пола, оставляя при этом без наследства детей женского пола. Аллах приказал уравнять их в праве на наследство с разницей в долях между мужским и женским полом. Так Он повелел давать сыну долю, подобную доле двух дочерей. Это потому, что мужчина обременён расходами на содержание семьи, а также расходами, связанными с торговлей и предпринимательством.
Также, в отличие от женщин, мужчина выплачивает женщине махар во время заключения никаха. А женщина после никаха и до него не имеет нужды в имуществе, ибо с рождения до замужества все расходы на содержание женщины лежат на её отце или опекуне, а после замужества переходят на её мужа. Женщина также не обременена никакими расходами, ибо она не обязана содержать своих детей, родителей, мужа или кого-то другого. Поэтому мужчина справедливо получает вдвое большую долю, чем наследницы женского пола, и в этом нет притеснения в отношении наследниц женского пола.
Тем не менее, для родителей желательно разделить свое имущество между своими детьми в равных долях, вне зависимости от их возраста, пола и социального статуса.
Этот вышеприведенный аят и аят, следующий за ним, а также аят, завершающий суру Ан-Ниса, являются основополагающими источниками правил исламского наследственного права. То есть вся наука о наследстве основывается на этих трёх аятах, и эти несколько аятов охватывают все аспекты, связанные с наукой о наследстве.
Доктор Заглул Надджар приводит интересный случай, связанный с исламским наследственным правом, о котором ему рассказал его знакомый, профессор, юрист из Египта, который преподаёт в одном из университетов США:
«На одном из круглых столов по юридическим вопросам присутствовал один иудей, преподаватель права, и начал рассказывать небылицы про Ислам. Мне захотелось преподать ему хороший урок, и я спросил у него: « Вы знаете, сколько томов содержат наследственное право США?» – «Более восьми томов », – ответил он. « Если я приведу вам наследственное право, которое не превышает десяти строк, вы поверите в величие Ислама? » – «Такого не может быть!» – ответил он. Я написал на бумаге аяты из Корана, в которых говорится о наследственном праве, и отдал ему их.
Через несколько дней он признался мне: « Человеческий разум не может просчитать все родственные связи так всеохватно, как в Коране, а потом ещё и разделить наследство таким справедливым образом!» И он принял Ислам! Аяты о наследовании стали единственной причиной принятия Ислама этим иудеем! »
Таким простым и справедливым является исламское наследственное право, но, к сожаление, в настоящее время его изучению и применению уделяется очень мало внимания.
Дай Аллах нам тавфик для изучения этой важной науки и крепкий иман для её применения на практике!
После смерти человек перестаёт владеть каким-либо имуществом, которое автоматически становится наследством. Вслед за кончиной собственника вступают в силу права других людей.
Выплата долгов, связанных с унаследованным имуществом . Если часть наследства находится в залоге, то кредитор имеет на него преимущественное право. Если же среди наследства нет товара или же оно покрывает сумму долга, то вырученные средства забирает кредитор. Если деньги от продажи заложенного имущества не покрывают суммы долга, тогда кредитор в отношении оставшейся части долга оказывается в таком же положении, как и обычные кредиторы. Если полученная от продажи залога сумма превысит задолженность, то оставшиеся средства приобщаются к наследству.
Расходы на похороны . Расходы по обмыванию покойного, заворачиванию тела в саван, похороны и прочие услуги оплачиваются из наследства. По нормам Ислама, необходимо избегать как расточительства, так и скупости. Если оставленного имущества недостаточно для оплаты долгов или среди наследников есть дети, то нужно ещё тщательней контролировать расходы. В противном случае человек, производящий эти траты, несёт личную ответственность.
Выплата других долгов . Если оставленного имущества недостаточно, то признанные умирающим неподтверждённые долги выплачиваются во вторую очередь. Если наследства не хватает для погашения всех долгов одной категории, то делается скидка в одинаковой пропорции, и если кредиторы не простят неоплаченную часть, то обязательства умершего человека останутся до Судного Дня. При желании наследники могут погасить оставшуюся часть, хотя и не обязаны. Закят и Хадж, по мнению алимов мазхаба Ханафи, не относятся к рассматриваемым долгам, а умирающий должен оставить завещание. В противном случае наследники не обязаны возмещать эти долги (родственники и близкие из уважения к покойному могут взять обязательства выплаты задолженности на себя, зачастую так и происходит в мусульманских семьях). При наличии завещания они относятся к четвёртой категории.
Исполнение завещания . Завещание, составленное по нормам Ислама, после всех выплат выполняется из 1/3 оставшегося имущества. Если расходы превышают треть, то требуется согласие наследников. Если воля покойного подразумевает передачу имущества одному из наследников, даже если его размер меньше 1/3, то это противоречит хадису и неосуществима без согласия других наследников.
После всех выплат оставшаяся часть имущества умершего делится между наследниками. Здесь существуют ряд основополагающих принципов:
Наследство делится между живыми близкими родственниками и женой покойного. Поэтому ранее умершие родственники и супруга наследниками не являются, равно как и ребёнок, находившийся в утробе матери на момент смерти завещателя.
Большинство правовые решений, связанных с наследством, опираются на аяты Корана.
Обязательно получают долю наследства жена, отец и мать, дети. Если отец покойного скончался раньше, и у завещателя нет сына, то наследство может достаться и братьям покойного.
Супруг/супруга . Супруг/супруга покойного в зависимости от того, остались ли живые дети, получают две разные доли. Если умер муж и есть живой ребёнок, то жена получает 1/8 часть. Если детей нет, то жена получает ¼ часть. Если супруга умерла и оставила ребёнка, то муж получает ¼ часть наследства если детей нет, тогда муж получает половину: «Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жёны, если у них нет ребёнка. Если же у них есть ребёнок, то вам принадлежит четверть наследства после вычета по их завещанию и выплаты долга. Вашим вдовам принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребёнка. Если же у вас есть ребёнок, то вдовам принадлежит одна восьмая того, что вы оставили, после вычета по вашему завещанию и выплаты долга. Если мужчина или женщина не имеет прямых наследников, а у него или у неё есть брат или сестра, то каждому из них принадлежит одна шестая. Если же братьев и сестёр больше двух, то все они делят поровну одну треть после вычета по завещанию и выплаты долга, если это не приносит вреда [наследникам], согласно завету Аллаха. Воистину, Аллах — всезнающий, благоволящий» (Сура «ан-Ниса», 4 / 12).
Родители . Если у покойного остались дети и братья, то каждый родитель получает 1/6 часть. Если у покойного нет детей или братьев с сёстрами и наследниками являются только отец с матерью, то в этом случае матери принадлежит третья часть. В Коране сказано: «Аллах предписывает вам завещать [наследство] вашим детям так: сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей. А если оставшиеся дети — женщины числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же осталась всего одна дочь, то ей принадлежит половина наследства. А родителям умершего, если у него к тому же остался ребёнок, принадлежит каждому по одной шестой того, что он оставил. А если же у умершего нет ребёнка и ему наследуют родители, то матери достаётся одна треть наследства. Если же у умершего есть братья, то матери принадлежит одна шестая после вычета по завещанию и выплаты долга. Вы не знаете, кто вам больше приносит пользы — родители ваши или сыновья, и установил Аллах закон [наследования]. Ведь Аллах — знающий, мудрый» (Сура «ан-Ниса», 4 / 11).
Оставшиеся 2/3 получает отец. Супруга или супруг покойного наряду с его родителями получает свою долю, а из оставшейся части наследства треть получает мать и 2/3 отец.
Дети . Если у покойного нет сына, то дочь получает половину наследства. Если у покойного осталось две дочери и более, то в этом случае они получают 2/3 наследства и поровну делят его. Если у покойного остались дочь/дочери и сын/сыновья, то после супруга и родителей оставшаяся часть наследства делится следующим образом: сын получает двойную долю дочери.
Если у покойного есть только сын или несколько, оставшаяся часть наследства делится между ними в равной пропорции.
Братья и сёстры . Если сын или отец покойного живы, братья не получают наследства. Если сына нет в живых, но жив внук, то он занимает его место. Если отца нет в живых, но жив его отец, он также занимает его место. Если нет сына/внука и отца/деда, тогда братья и сёстры в зависимости от пола и количества становятся наследниками: «У тебя просят вынести предписания. Отвечай: "Аллах даст вам предписания относительно [наследования] по боковой линии. Если погибнет какой-нибудь муж и у него нет ребёнка, но есть сестра, то ей причитается половина того, что он оставил. [Соответственно] он наследует ей, если у нее нет ребёнка. А если сестёр две, то им причитается две трети того, что оставил [брат]. Если же [оставшиеся] родичи — и братья и сестры, то для мужчины — доля двух женщин". Аллах разъясняет вам [предписания], чтобы вы не сбились с пути истины. И Аллах ведает обо всём сущем» (Сура «ан-Ниса», 4 / 176).
Данные правовые решения могут меняться, если речь идёт о сводных братьях и сёстрах. В хадисе также сказано, если матери нет в живых, тогда бабушка (мать отца/матери) получает 1/6 часть. Если обе бабушки живы, то они поровну делят эту часть. Если сына покойного нет в живых, тогда его дети получают долю наследства как собственные. Если отец умер, но жив его отец, то он с некоторыми отличиями занимает его место.
Наследственное право в Исламе
Тело человека, который покинул этот мир, Ислам предписывает предать земле, соблюдая определённые требования. В первую очередь расходы на похороны берут из имущества, оставленного этим человеком. Далее возвращают его долги, если таковые остались за ним. Затем выполняют его завещание из 1/3 его имущества. А что остаётся после всего этого – разделяют между его наследниками в нижеперечисленном порядке.
Имущество наследуется по трём причинам: родство, брак и Ислам. А последнее можно объяснять тем, что имущество человека, у которого вообще нет наследников, переводится на общую казну мусульман (байтул мал).
Наследники по мужской линии (мужчины, которые получают наследство)
1. Сын покойного и его сын, и так далее… правнук…
2. Отец и его отец, и так далее… дед, прадед…
3. Брат по отцовской линии и его сын.
4. Брат отца покойного (дядя), кроме дяди по материнской линии.
5. Сын дяди со стороны отца (двоюродный брат).
Наследники по женской линии (женщины, которые получают наследство)
1. Дочка или дочери покойного.
2. Дочка сына покойного и дочка внука покойного или ещё дальше…
3. Мать покойного.
4. Бабушка (и мать отца покойного, и мать матери покойного).
5. Сестра покойного.
6. Жена покойного.
Определённые доли для наследников в священном Коране
– Мужу, если у покойной нет ребёнка или внука.
– Дочке, а также дочке сына.
– Родной сестре или сестре по отцу, когда та или другая будет одна.
– Мужу, если у покойной есть дети или внуки.
– Жене, если у покойного мужа нет детей или внуков.
– Жене, если у покойного мужа есть дети.
– Двум или более дочерям, если они будут без братьев, или дочерям сына.
– Двум или более сёстрам со стороны отца.
– Матери, если у покойного нет ребёнка или внуков, а также двух или более братьев или сестёр.
– Двум или более братьям или сёстрам со стороны матери.
– Отцу, дедушке покойного, если у покойного есть ребёнок или внук.
– Матери, если у покойного есть ребёнок или внуки, или два или более братьев или сестёр.
– Дочке сына, если у покойного есть родная дочка.
– Сестре или сёстрам по отцу, если они будут вместе с родными сёстрами покойного.
Очерёдность наследования.
Утрачивание права на наследство из-за наличия других наследополучателей
Среди вышеупомянутых наследников происходит процесс лишения права наследования дальних родственников при существовании близких. Давайте попытаемся объяснить по порядку, как происходит такой процесс.
Дедушка – его лишает наследства наличие в живых отца покойного.
Бабушка – её лишает наследства наличие матери покойного, независимо от того, будет бабушка со стороны отца или матери. Таким же образом наличие ближней бабушки делает невозможным получение наследства дальней бабушкой (прабабушка).
Внук (дочка или сын) – его лишает статуса наследополучателя наличие сына покойного.
Братья со всех сторон (родные, а также по отцу или матери) лишаются права на наследство, если живы отец покойного, сын его и внук.
Дети брата покойного (родного, или по отцу или матери) – их лишает наследства существование отца, дедушки, сына, внука (от сына), родного брата и брата по отцовской линии покойного.
Родной и по отцу брат отца покойного – он лишается права на наследство, если живы отец, дедушка, сын, внук (от сына), родной брат и брат по отцовской линии, сын родного брата, родная сестра, если вместе с ней есть дочка сына, дочка по отцу, если она вместе с дочкой покойного.
Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов.
بسم الله الرحمن الرحيم
Лингвистическое значение слова аль-Фард ед. число аль-Фараид . имеет несколько смыслов: 1- обязанность 2- определенное в размере и др.
В Шариатской терминологии под словосочетанием Ильм аль-Фараид понимают,- науку о наследовании и расчета доли наследников[1] .
Изучение науки о наследование является коллективной обязанностью мусульман фард аль-кифая . т.е. если достаточное количество мусульман обучились этой науки, то грех оставления обучения ею, спадает с остальных.
Изучение и обучение этой науки является великим и достойным делом, на что указывает то, что Сам Аллах Всевышний пояснил ее в Коране, ниспослав аяты читаемые до судного дня. А так же то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал верующих учиться этой науке. Передается, что он сказал: Изучайте науку о наследстве, и обучайте его другим, ибо оно является половиной знания [2] . Множество подобных слов передается от сподвижников. Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: Изучайте науку о наследстве, поистине она из вашей религии [3] .
Некоторые мудрости проявляемые в знании и практики этой науки:
1) Укрепление родственных связей. Знание наследственного права становится причиной для укрепления родственных и братских отношений. Аллах Всевышний сказал: А обладатели родства - одни из них близки к другим по писанию Аллаха, Поистине, Аллах о всякой вещи знающ! (Трофеи, 75)
В этом аяте сообщается о том, что люди, между которыми имеются родственные связи, являются наследниками друг друга, другие же не могут являться наследниками.
2) Мудростью является то, что в обществе начинают исполняться и применяться Исламские законоположения. Аллах Всевышний велит исполнять Его повеления по мере своих сил, поэтому верующие люди, где бы и когда бы ни жили, им нужно стараться исполнять повеления Аллаха. Изучение науки о наследстве и применение её в обществе, является признаком того, что в данном обществе исполняют законы Аллаха.
3) Наука о наследстве гарантирует и обеспечивает уважение к имуществу, и требует возврата имущества умершего к его хозяину.
4) Одной из мудростей этой науки является то, что Сам Всевышний Аллах определил долю каждому из наследников. Это не оставило причин для споров, ссор и вражды между наследниками.
5) Посредством этой науки и прав определенных в ней, защищаются слабые в любом отношении люди. Сильные и влиятельные не могут отобрать долю слабых, так как Аллах определил долю каждого.
Распределение имущества умершего
Имущество умершего, распределяется в следующем порядке:
1- Расходы для похорон (саван, обмывание тела, плата за рытье могилы и т.п.)
2- Возмещение долгов связанных с заложенным имуществом.
3- Возмещение долгов перед Аллахом и долгов перед людьми. К первому относятся: Закят, обеты, посты и т.д. Ко второму относятся: кредиты, невыплаченная арендная плата и т.п.
4- Завещание. Имущество указанное в завещании выдается, при условии что оно не завещается наследнику, т.к. его доля уже прописана Шариатом, а так же если оно не превышает трети оставленного наследства.
5- Распределение наследства среди наследников.
Имущество покойного распределяется именно в вышеуказанном порядке. Т.е. если после расходов на похороны, затем, возмещения долгов связанных с залогом, а после возмещения долгов перед людьми и Аллахом, затем выплаты завещания осталось какое-то имущество, то оно распределяется среди наследников в установленных Шариатом пропорциях.
1- Оставляющий наследство . а) умерший б) без вести пропавший, надежда найти которого потеряна, и законодательно о нем постановляют как об умершем.
2- Наследник: Каждый живой человек, либо тот, кто потерян, но есть надежда его найти, а так, же ребенок в утробе, кому по Шариату положена доля от наследства.
3- Наследственное имущество: То, что осталось из имущества покойного.
Если человек не умрет, его имущество остается при нем. Если же у умершего нет наследников, то его имущество не делится, а передается в байт уль-мал (казна в исламском государстве). Если же нет имущества, значит нечего делить.
1- Подтверждение смерти оставляющего наследство.
Такое подтверждение бывает двух видов: действительное (хакикий) и по шариатскому положению (хукмий). Действительное, это когда смерть человека очевидна, а по шариатскому положению, когда высока вероятность того, что человек умер, как например, давно пропавший.
2- Наличие живых наследников на момент смерти оставляющего наследство .
Когда умирают несколько наследников одновременно, например, в автокатастрофе, то необходимо постараться определить порядок наступление смерти у каждого из них хотя бы на мгновение, так как от этого зависит распределение наследства каждого из них.
Одним из условий наследства является наличие знания у того, кто делит наследство. Если же у делящего наследство такого знания не будет, то он может одним недодать, а другим дать лишнее, а это является несправедливостью.
1- Супружество: Супруги являются наследниками друг друга. Аллах Всевышний сказал: И вам (мужчины) - половина того, что оставили ваши супруги (жены), если у них нет ребенка. А если у них (у ваших жен) есть ребенок, то вам - четверть того (имущества), что они оставили после завещанного, которое они завещают, или долга . Сура Женщины 12 аят.
2- Родство: Причиной к получению наследства также является и родство. Аллах Всевышний сказал об этом: Мужчинам доля (наследства) из того, что оставили родители и близкие родственники, и женщинам - доля (наследства) из того, что оставили родители и близкие родственники, - из того (имущества), которого мало или много, (дается) доля определенная . Сура Женщины 7 аят.
3- Связь между человеком освободившим раба и бывшим рабом: Если человек освободил раба, и у бывшего раба нет родственников, то его имущество после смерти достается тому, кто его освободил.
Препятствия, воспрещающие наследование
2- Убийство наследником того от кого он может наследовать
3- Разница в вероисповедании
2- Сын сына (внук) и внуки ниже по мужской линии [4]
4- Отец отца (дед) и деды выше по мужской линии
5- Брат по отцу и по матери
7- Брат по матери
8- Сын брата по отцу и по матери
9- Сын брата по отцу
10- Дядя (родной брат отца)
11- Дядя (брат отца по отцу, а матери разные)
12- Сын дяди (родного брата отца)
13- Сын дяди (брата по отцу, а матери разные)
15- Освободивший раба
2- Дочь сына (внучка)
5- Бабушка со стороны матери
6- Бабушка со стороны отца
7- Родная сестра по отцу и по матери
8- Сестра по отцу
9- Сестра по матери
10- Освободившая раба
Претенденты на наследство наследует лишь при определенных условиях и в определенном порядке.
Если допустим все вышеупомянутые люди, предъявили свои права на наследство, то наследует из них только пять человек:
1- Два родителя (отец и мать)
2- Дети (дочь и сын)
3- Супруг (муж или жена)
Например, умер Ахмед и оставил после себя всех вышеупомянутых родственников и двух сыновей. Наследство делят между собой только пятеро:
1- Отец и мать Ахмеда (отец получает 1\6 часть, мать 1\6 часть)
2- Его сыновья (наследуют все оставшееся и распределяют между собой пополам)
3- Его жена (1\8 часть от наследства)
Допустим, Ахмед оставил после себя определенное имущество после смерти. После того, как мы вычтем из него расходы на его похороны, оплату долгов (если они имеются), то предположим у нас осталось 24 000 долларов: Из них по 4 тысячи наследует мать и отец, 3 тысячи наследует жена, а остальные 13 тысяч наследуют два сына (по 6 500 каждый).
[1] См. Хащия аль-Баджури 46 стр.
[2] См. Сунан Ибн Маджа.
[3] См. Сунан аль-Кубра аль-Байхаки.
[4] Сыновья дочерей не считаются наследниками, т.к. они наследуют по своей отцовской линии.
Право наследования по шариату
Рассмотрим права женщин в области наследования, в которых ислам четко проводит неравенство женщины и мужчины. По шариату право наследования находилось в тесной связи с брачно-семейными правовыми нормами. Оно осложнялось многоженством, временным разводом, очистительным браком, женитьбой на вдове. Основы права наследования лежат в доисламском периоде, из которого Мухаммед, в частности, сохранил в силе положения права наследования для мужского пола и по мужской линии, некоторые случаи наследования женщинами и родственниками по женской линии. Основы мусульманского наследственного права исходят из Корана.
Наследственное право по исламу очень сложно и казуистично. Имеются две большие группы наследников: асиб - мужчины и родственники по мужской линии фарз - женщины или родственники по женской линии. Ученый Ибн Арфав в группу асиб включает родственников мужского пола, связи которых с умершим не прерваны никаким женским поколением. К ней впоследствии были приравнены «асиб с другими» и «асиб через других», что близко к понятию агнат в Древнем Риме. По Корану имеются два вида наследования: по закону и по завещанию (второстепенное). Все правомерные толки устанавливают абсолютно точное исполнение правил о наследовании.
Остановимся на наследовании по закону для группы фарз. К ней относятся лица, имеющие право на законную долю в наследстве, независимо от числа других наследников. Они разделяются на две категории. К первой категории с обязательной долей относятся отец и мать умершего, переживший супруг (супруга). Они получают по одной шестой всего имущества, если умерший оставил ребенка, а если нет ребенка, то мать получает одну треть наследства, если остались братья, то мать получает одну шестую наследства. Половина имущества жены, не оставившей потомства, принадлежит ее овдовевшему мужу, а если оставила потомство, то мужу принадлежит одна четверть наследства.
Жены имеют право на получение четверти наследства умершего, если от мужа не осталось детей, а если остались дети, то жены получают только по одной восьмой наследства. Если у умершего не осталось детей, то наследуют восходящие родственники, а мать получает одну шестую часть наследства. Как видно, доля матери наполовину меньше доли отца.
К числу наследников второй категории фарз (с правом на необходимую долю) относятся: дед и бабка дочь и внучка, единоутробные братья и сестры, полнородные и единокровные сестры. Дед и бабка при наличии других наследников имеют право вместе на одну шестую наследства. Дочь и внучка по отцовской линии становятся наследниками при отсутствии потомства мужского пола. Единственная дочь получает половину наследства, а если остались дочери, то они получают в равных долях две трети наследства.
В случае отсутствия сыновей и дочерей единственная внучка получает половину наследства, а если внучка призывается к наследству вместе с ее сестрами и двоюродными сестрами, то ей приходится две трети наследства. Если внучка призывается к наследованию вместе с дочерью наследодателя, то ее доля делится поровну между внучками, если их несколько. Если среди наследников имеются несколько дочерей наследодателя, то внучка устраняется от наследования.
При отсутствии полнородного брата полнородная сестра является наследницей фарз. Если она единственная, то ей достается половина наследства, а если сестер несколько, то они все вместе получают две трети наследства. При отсутствии полнородной сестры право фарз переходит к единокровной сестре с условиями как полнородной сестры.
Для призвания к наследованию необходимо, чтобы наследник был живым или зачатым (ребенок считается живым, если «половина его тела вышла из утробы матери»), быть связанным родством, браком, патронатом, казначейством (бейт-ал-мал, представляющим мусульманскую общину), не потерявшим право на наследование. Если при большом количестве наследников фарз общее число долей, причитающихся всем этим наследникам, превысит размер наследства, то применяется принцип аул - пропорциональное уменьшение размера получаемого наследства, а знаменатель долей повышается на сумму всех числителей, остающихся неизменными. Если еще останется доля в имуществе за вычетом всех долей наследников фарз при отсутствии наследников асиб, то она передается в бейт-ал-мал (казначейству).
Можно отметить следующие отрицательные стороны наследования по закону, особенно по фарз: почти никогда наследство не переходит родственникам по материнской линии женщина получает половину доли имущества мужчины нет права представления восходящие наследники не устраняются полностью от наследования в пользу нисходящих у братьев, внуков больше наследственных прав, чем у сестер и внучек внесение махра (собственности жены) влечет неравенство долей мужа и жены (хотя махр надо считать достоинством ислама).
Еще более сложным является наследование асиб. Их три категории: асибы, связанные с наследодателем узами родства асибы, связанные с умершим узами покровительства казна (бейт-ал-мал). К первой категории относятся все родственники мужского пола по мужской линии без ограничения степенями родства, а также асиб при посредстве другого лица (родственники женского пола, дочь, внучка сестра единоутробная и единокровная), если у них нет брата. Если у них есть брат, то они лишаются доли наследства по категории фарз и переходят в категорию наследников асиб. Важно иметь в виду, что к числу наследников асиб относятся лица, доля которых в наследстве сводится к остатку наследства после выделения долей фарз. При отсутствии наследников фарз наследники асиб призываются к наследованию во всем имуществе наследодателя как его родственники по мужской линии.
Переход наследства к наследникам асиб подчиняется различным правилам в зависимости от религиозно-правового толка. Каждая категория родственников более близкой степени родства асиб исключает асибов более отдаленных. Между родственниками асиб одной и той же категории, и степени родства наследство делится поровну, но доля мужчины в два раза больше доли женщины (Коран, сура 1V, аят 12).
Завещание по шариату рассматривалось как односторонняя безвозмездная сделка о распоряжении имуществом со стороны завещателя в пределах одной трети имущества, имеющегося после смерти наследодателя, что связано с обеспечением расходов наследников по закону на погребение умершего наследодателя, на благотворительные пожертвования и др. Шариат запрещает завещать что-либо из имущества умершего законным наследникам. Завещать можно и женщинам. Завещание может быть устным, письменным, причем устным - при двух свидетелях (не применялось ханифитами и ханбалитами). Оно могло быть написано лично завещателем, продиктовано казием или его адулами (секретарями-понятыми), могло быть отменено.
Завещателем не может быть несостоятельный должник, убийца покойного, наследники по закону не могут быть наследниками по завещанию. Можно было завещать имущество неверному, даже проживающему на территории дарал-хабр (населенной не мусульманами), еще не родившимся детям как в полную собственность, так и в узуфрукт (наиболее полный сервитут), а также уже умершему лицу, в пользу животного или даже неодушевленного предмета (практически в пользу их собственника, владельца, мечети, медресе). Оно могло быть составлено с отменительными и отлагательными условиями, могло быть обременено легатом (завещательным отказом). При отказе легатория принять легат соответствующее имущество переходит к наследнику отказавшегося. При завещании в пользу умершего или животного имущество переходит в наследственную массу и наследуется в равных долях наследниками по завещанию.
Завещатель мог назначить исполнителя (исполнителей) завещания (васи), который одновременно может наделяться полномочиями опекуна по завещанию. Исполнитель завещания, принявший на себя эту обязанность при жизни наследодателя, не может в дальнейшем от васи отказаться. Завещание могло быть признано недействительным вследствие вероотступничества, гибели имущества или смерти наследника, наступившей ранее смерти наследодателя.
Хотя наследственное право и отличалось стабильностью, оно не могло оставаться неизменным, подвергаясь сильному влиянию обычного права завоеванных народов, в частности, в Средней Азии. В Иране отменено право наследников асаб, допускается в наследовании представительство от имени наследников. В Индии отменены правила о наследовании в зависимости от принадлежности к касте. Во многих странах наметился возврат к чистому шариату в наследовании (Египет, Саудовская Аравия, Индонезия и др.) на основе Корана, Сунны, Иджмы. Позиции шариата в вопросах наследования усиливаются и в странах бывшего Советского Союза. Имеются модернистские и реформистские течения совершенствования правовой основы ислама, а в ряде стран - прямое действие шариата (Египет, Ливия).
Источники:
Следующие статьи
27 декабря 2024 года