Журналистика. Особенности написания интервью
Подготовлено ЕЛЕНОЙ АРАПОВОЙ
Письменное интервью – это текст, написанный в форме диалога. Различается три вида: информационное, аналитическое и мозаичное.
Информационное интервью
Представим, что мы пишем интервью о школе № 1, в которой есть конституция, суд чести, совет школы. Для полноты картины мы поговорим с учеником школы и со специалистом – кандидатом педагогических наук.
Вначале нам нужно отобрать те вопросы и ответы, которые наиболее отчетливо раскрывают данную тему. На первом месте оказываются вопросы «о чем?» и «что?» Мы должны подумать о концепции – главной мысли, ее развитии, аргументации.
Разговор записан на диктофон, нам нужно выстроить письменный текст. На основе беседы со специалистом, мы сделаем врезку, в которой укажем тему, а разговор с учеником обработаем и сделаем газетное интервью.
При оформлении текста, нужно привести устные высказывания в соответствие с нормами письменной речи и вместе с тем сохранить те характеристики устных конструкций, которые с этими нормами сочетаются. Мы постараемся передать неподготовленность высказывания: поиски слова, присоединительные связи, не будем увлекаться сложными, громоздкими конструкциями и сохраним индивидуальные приметы речи собеседника.
Теперь обратим внимание на композицию. Во врезке сказано о школе самоопределения, конституции, законах, школьных органах управления. В беседе мы говорим о конституции, праве смены учителя, праве уйти с урока, о суде чести, о его составе, о решении конфликтных ситуаций, о праве опротестовать оценку, то есть изложение отвечает плану, намеченному врезкой. Последние реплики выступают как заключение, они подводят итог, утвержая, что организация школьной жизни, описанная в интервью, влияет на подготовку ребят к взрослой жизни. Таким образом, развертывание мысли контролируется и вопросами журналиста, которые указывают на переход к новой теме, и информацией, содержащейся во врезке. Поэтому изложение материала весьма последовательное, позволяющее легко следить за ходом мысли.
Аналитическое интервью
Интервью считается аналитическим тогда, когда мы задаемся вопросами о причинно-следственных связях явления. Причем, от того, какого уровня причины и следствия мы затронем, будет зависеть глубина анализа.
В аналитическом (проблемном) интервью вопросы журналиста могут приобретать особые функции – участие в выработке тезисов аргументации, введение антитезисов и контраргументов. Эти функции обеспечиваются спецификой вопроса как формы выражения мысли.
Вопрос в смысловом плане состоит из двух частей – искомой и основной. Основная часть заключает в себе исходные сведения, на которых мы строим вопрос, а искомая показывает, какую информацию мы желаем получить от собеседника. Содержательность вопроса зависит от предпосылки, то есть основной части.
На беседе журналист задает вопросы, предпосылки которых или содержат основу тезиса, или вводят антитезис, который собеседником опровергается. Приведу окончание ответа Солженицина, вопрос журналиста и начало ответа на него:
- Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своей жизнью, то есть построить реальную демократию.
- Но ведь тогда надо, чтобы Земства узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?
- Совершенно правильно. Большинство нынешних законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления.
Это ли-вопрос. На него есть два ответа – положительный и отрицательный.
Здесь показано участие журналиста в развертывании аргументации на уровне формирования тезисов. А чтобы предпосылки ответов участвовали в формулировках тезисов, от журналиста требуется тщательная подготовка к беседе, изучение проблемы, которая будет обсуждаться. В этом случае заготовленные вопросы схематично передают концепцию будущего текста, которая в ходе беседы будет меняться, конкретизироваться,наполняться живым материалом. Несмотря на все эти неизбежные перемены, само наличие такой концепции позволяет получить содержательное интервью.
Журналист в аналитическом интервью должен заботиться об убедительности высказываний своего собеседника, направляя беседу на аргументацию высказываемых суждений и своими вопросами подчеркивая, что разговор ведется в сторону обоснования мнения.
Хорошим обоснованием мнения может быть изложение причин и следствий явления, о котором высказано суждение, а также характеристика целей, преследуемых участниками события, обсуждаемого в беседе. Иногда мнение обосновывается за счет пояснения-примера или за счет пояснения-конкретизации: что именно собеседник имел в виду.
Интервью мозаичного типа
Это когда интервьюируемому задают вопросы несколько человек. Журналист, оформляющий текст, должен уловить и подчеркнуть специфику разговора.
См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»
Свидетельство о публикации №211040101409
Спасибо, Елена за интересную статью! Пригодится в работе новая информация, в частности, о том, что существует жанр мозаичного интервью.
Интервью: с чего начать
Интервью - это важная составляющая часть работы журналиста. В большинстве случаев именно интервью позволяет собрать нужную информацию о каком-то событии или явлении.
Источник информации
Интервью подсоединяет журналиста к неисчерпаемому источнику информации - опыту, наблюдениям бесконечного множества людей. Интервьюеру (в отличие, к примеру, от репортера) необязательно быть на месте происшествия. Он может расспросить о нем очевидцев и передать увиденное их глазами. Иногда какое-то событие может происходить там, куда журналисту попасть трудно - например, на космической орбите или в Каннах на кинофестивале. В этом случае он может получить нужную информацию, расспросив очевидцев. Интервью помогает разобраться в явлениях, анализом которых занимаются специалисты. Даже если ваша задача - написать обыкновенную заметку, вам наверняка придется обратиться за фактами (или их уточнением) к человеку, который располагает информацией. Это может быть ваш учитель, тренер, директор школы и т.д. Интервью - это беседа, где вы должны проявлять инициативу, задавая вопросы. Результатом применения метода интервью часто становится текст, который относят к жанру интервью. Хотя информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах - в виде заметки, статьи, очерка и т.д.
Как проводить интервью
Каков вопрос - таков ответ - в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Запомните, что самое главное для вас - это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является офоициальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы. Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном.
Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем. Так что не волнуйтесь, если тема вашего интервью вам кажется сложной (К примеру, вам поручили взять интервью для у тренера футбольной команды или руководителя балетного кружка, а вы не являетесь поклонником ни футбола, ни балета). Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше - если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике - о его профессиональных достижениях, планах. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы.
К примеру: "Я знаю, что ваша футбольная команда заняла в прошлом сезоне 1 место. Надеетесь ли вы на победу в этом сезоне?" Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени. Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.
Общение - это искусство
Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени или договориться об этом заранее), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору.
Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях - вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распространенный жест - кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы. Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют "обратной связью".
Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но, к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:
Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.
(Пособие для начинающих журналистов)
погогиет пожалуйста, как правильно составить интервью, чтобы оно грамотно было написанно
Не очень поняла, что значит грамотно написано? В интервью главное правильные, интересные, грамотно сформулированные вопросы, вам в помощь логика, журналистское мастерство, информация об оппоненте)
Остальные ответы
S1r0J Khayridinov Гуру (4656) 3 года назад
Каков вопрос – таков и ответ… Эта известная фраза как нельзя лучше характеризует главную работу интервьюера – составит вопросы так, чтобы ответ на них обязательно был. И желательно – интересным!
Итак, вопросы для интервью должны быть:
1. предельно четкими и понятными – собеседник должен понимать, о чем вы его спрашиваете. И если вы берете интервью у ботаника, то не нужно спрашивать его про физику!
2. не длинными – максимум 3 предложения. Не стоит демонстрировать свой недюжинный ум длинными и пространными вопросами на полстраницы. Помните: вы берете интервью, а не даете!
3. интересными – собеседник должен хотеть на них отвечать, а читатель – читать!
4. корректными – не нужно намеренно ставить собеседника в тупик. Он может обидеться – и все интервью насмарку! Если и нужно задать “неудобный” вопрос, то лучше сформулировать его помягче…
Позволю себе дать еще несколько советов, как правильно составить вопросы для интервью:
- не включайте в окончательный вариант интервью рабочие вопросы: “расскажите немного о себе”, “сколько у вас детей? ”, “где вы сейчас работаете? ”, “чем вы увлекаетесь? ” и другие подобные вопросы. Это ваша предварительная работа и ответы на эти вопросы лучше оформить в виде отдельного текста о герое, как правило, это делается вначале интервью. И исходя из этих предварительных знаний, лучше составить более глубокие по смыслу вопросы. Например, “Теперь, когда Вы сменили профессию, какие качества характера стали доминирующими? ” или “Влияет ли Ваше увлечение блоггингом на отношения с окружающими? ”.
- задавайте уточняющие вопросы! Если собеседник не может точно сформулировать ответ или уклоняется от него, то можно расшевелить его вопросами: “расскажите об этом подробнее! ”, “как это случилось? ”, “а что вы предприняли? ”. Это можно сделать в живой беседе, для блога же этот вариант не всегда можно использовать (если только вы берете интервью в скайпе!). Поэтому тщательно продумывайте вопросы заранее!
- имейте несколько вопросов “про запас”. Это выручит, если собеседник оказался немногословным и очень кратко ответил на основные вопросы. Это могут быть вопросы об общеизвестных событиях, книгах, фильмах. Например, можно попросить высказать свое мнение о популярном на данный момент фильме. Но опять же вы должны быть в курсе того, смотрит ли этот человек фильмы вообще, иначе ваш вопрос опять останется без полноценного ответа…
Р. S. Опытные журналисты любят говорить начинающим коллегам, что есть вопросы, которые не следует задавать интервьюируемому, особенно “звезде”. Вот некоторые их них: “Вам понравилось в нашем городе? ” и “Расскажите о Ваших творческих планах! ”. Эти вопросы сразу выдают непрофессионала.
Так что думайте над своими вопросами и помните: что спросили, то вам и ответили!
Виталий Ученик (159) 3 года назад
Интервью: как правильно взять, удачно написать и заинтересовать читателя
19 Апр 2013
Сегодня продолжаю раскрывать секреты успешной журналистики. Поделюсь, как всегда, сокровенным - опытом, как своим, так и своих учителей-практиков, журналистов с мировыми именами газеты THE SUN.
Что именно будем рассматривать. Думаю, дам немного шире тему подготовки и проведения ИНТЕРВЬЮ. Выложу рекомендации, в тезисном порядке, которые помогут как начинающим, так и продвинутым журналистам, редакторам в их нелегкой борьбе за право называться лучшими!
Итак, поехали.
Интервью - жанр наиболее сложный для начинающих журналистов. Прежде чем идти на интервью журналист должен сделать две вещи:
- заготовить как можно больше оригинальных, забойных вопросов
- узнать о самом герое интервью как можно больше информации
Очень часто автор интервью попадает в весьма сложное положение: ему нельзя выходить за рамки установленного редактором объема и вместе с тем попытаться сохранить манеру общения и язык своего собеседника. Последние, как правило, бывают чересчур «словообильны» и любят повторять одну и ту же мысль в разных вариациях. Поэтому главное правило в обработке интервью - не повторяться .
Смело «режьте» собеседника, если одна и та же его мысль повторяется дважды.
Смело исправляйте его слова, если собеседник допустил ошибку или неточность.
Смело правьте его, если собеседник злоупотребляет словами или терминами, которые вы считаете слишком трудными для вашего читателя.
Смело правьте его, если собеседник не оговорил с вами условие, при котором интервью может пойти в печать только после его визы.
Начинать интервью лучше не с прямого вопроса, а со слов автора . в которых заключен ответ на первый вопрос, собеседник же как бы уточняет его. В этом случае скучный диалог – «вопрос-ответ» плавно переходит в беседу.
Например:
Романа Абрамовича называют самым могущественным в России олигархом. Он чуть ли не ногой открывает любую дверь в Кремле и даже вхож в семью президента. Однако сам Роман Аркадьевич ужасно не любит, когда его называют олигархом, и утверждает, что он всего лишь обычный бизнесмен…
- Ну, сами посудите, какой я олигарх, если мне часами приходится сидеть в приемной какого-нибудь замминистра всего лишь для того, чтобы он поставил свою подпись на лицензии, которая дает право торговать нефтью
- Ну уж, Роман Аркадьевич, так я вам и поверил
- А что вы удивляетесь? Сейчас я вам приведу пример »
Такое «легкое» начало, как правило, затягивает читателя. Иногда достаточно даже одного предложения во вступлении, чтобы перейти непосредственно к интервью:
« Ветеран тяжелой атлетики Анатолий Сидоров в эти дни готовится к первенству Европы, где обещает дать «последний бой» молодым штангистам.
- Да, это будет мой последний старт в большом спорте. Я ухожу »
Интервью не должны быть чересчур большим . Если собеседник не очень знаменит, если все, о чем он говорит, не тянет на сенсацию, можно ограничиться пятью-шестью вопросами.
Ответ по объему должен превосходить вопрос не более, чем в три раза.
Не задавайте один и тот же вопрос дважды (в другой интерпретации). Закончить интервью старайтесь, так, чтобы у читателя не сложилось ощущения, что он чего-то недопонял. Легче всего завершить интервью словами – « успехов вам » или « спасибо за интервью » (впрочем, последнее вообще не следует употреблять). Но лучше, если последнее слово останется за вашим собеседником.
Подпись под интервью . Это может быть лишь имя (Борис ПЕТРОВ) автора. Либо - Беседовал Борис ПЕТРОВ».
Заголовок к интервью чаще всего напрашивается примерно такого плана: Роман Абрамович: « Я могу открыть любую дверь ногой»
Это самый легкий вариант, но далеко не лучший. Да и без кавычек никак не обойтись. Заголовок лучше всего давать авторский, но в нем должна быть отражена самая «сильная» мысль собеседника или самая ценная деталь изложенного им. Например: « Роман Абрамович открывает ногой любую дверь ».
ВАЖНО . газетное интервью должно строиться таким образом, чтобы оно было интересно не ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ, а ЧИТАТЕЛЯМ. То есть человека надо постоянно направлять в «русло» интересов читателей.
Пока все. В дальнейшем буду продолжать раскрывать тайны успешной журналистики. Если интересно, подпишитесь )) Если не интересно - не подписывайтесь ))
Классного вам интервью и собеседника!
Интервью. Легкий жанр?
Казалось бы, что может быть проще, чем интервью? Ведь от интервьюера в данном случае почти не требуется никакой литературной работы, работа скорее организационная – договориться о встрече. Но и с этим сейчас гораздо легче – можно назначить интервью в Skype и побеседовать с человеком через Интернет. Кстати, в Интернете интервью стали очень популярным жанром, их берут у известных и начинающих блоггеров, владельцев сайтов, фрилансеров, то есть людей, которые не являются звездами в общепринятом смысле. Возможно, вам придется брать интервью у передового фермера вашего района для местной газеты или победителя конкурса молодых талантов. Интервью - хороший способ собрать материал для статьи, когда вы никак не можете найти интересную информацию об овощебазе №1, о которой вам поручили написать репортаж, проще всего побеседовать с людьми, на этой овощебазе работающими.
И вот встреча (живая или он-лайн) назначена, вы вооружились звукозаписывающим устройством, благо, сейчас диктофон есть в каждом мобильном. Возможно, вы даже подготовили пару-тройку вопросов (а там как беседа пойдет), и вы готовы к интервью. Но увы, не все так просто!
Интервью – обманчиво легкий жанр. Поверьте мне и как человеку, который часто их брал, и как человеку, который довольно часто их давал в связи с работой в Интернете. И, что самое главное, мне приходится очень много работать с архивными материалами, с том числе интервью, таких артистов, как Лев Лещенко, Владимир Винокур, Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев. Так вот, за прошедшие пятнадцать лет я прочла невероятное количество интервью с этими людьми. И с первого взгляда могу определить, встречался ли на самом деле журналист с артистом или интервью было написано «по мотивам» автобиографии певца. Увы, это очень распространенное явление. Но и из тех интервью, которые состоялись на самом деле, считанные единицы представляют интерес, очень немногим журналистам удается разговорить собеседника, задать ему действительно интересные вопросы и получить правдивые ответы! Поверьте, это большая редкость! В основном задаются банальные вопросы: «Как прошло ваше детство?», «Почему вы решили стать певцом?», «Понравилось ли вам в нашем городе?». На последний вопрос артист вынужден врать (а что ему еще остается?!), а на первые ответы всегда будут одинаковыми.
Отсюда первое правило хорошего интервью . готовьтесь к нему заранее! Прочитайте хотя бы пару статей о человеке, с которым собрались беседовать. Побывайте на его страничке в Интернете, если она существует. Посмотрите интервью с ним, которые уже опубликованы. И никогда не задавайте вопросов, которые до вас были заданы уже сотни раз, и ответы на которые легко найти двумя кликами мышки.
Хорошо, скажете вы, но ведь не все читатели досконально знают человека, с которым будет беседа. Допустим, мы берем интервью у владельца сервиса рассылок Макса Хигера для интернет-журнала «Твой сайт». Не все читатели нашего журнала вообще знают, кто такой Макс Хигер, и уж точно очень мало людей читало до этого все интервью Макса и знают подробности его биографии так, как автор этих строк знает биографию Льва Лещенко. Им-то должно быть интересно! Не обязательно!
Я много раз брала интервью для своего блога у совсем неизвестных моим читателям людей – выпускников моих курсов. Но далеко не каждый раз эти интервью имели успех. Почему? Потому что если аудитория человека не знает, то сам по себе он ей не особенно и интересен. Им интересна конкретная тема, в которой этот человек может быть экспертом. Отсюда второе правило хорошего интервью – у вашей беседы должна быть тема! Повод для встречи и разговора. Вы не просто приглашаете Макса Хигера рассказать, о чем он мечтал в детстве и как догадался сделать сервис рассылок. Вы разговариваете с ним, как с экспертом в своей области, на ту тему, которая волнует ваших читателей, например, доставляемость рассылок и процент открываемости писем.
Кроме того, подумайте о своем собеседнике . Если ему будет скучно отвечать на ваши вопросы, вы получите бесцветный материал, без эмоций, без откровенности. Выводить собеседника на эмоции и откровения в интервью – особое искусство. Советую вам посмотреть цикл передач «В гостях у Гордона». Дмитрий Гордон – украинский журналист, которому блестяще удается строить беседы с самыми разными людьми. Умного собеседника он выводит на провокационные темы, с недалеким беседует вроде бы дружелюбно, но зритель сразу понимает, кто перед ним. Прекрасно ведут интервью Борис Берман и Ильдар Жиндарев, Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая, Дмитрий Дибров и Светлана Сорокина.
Только не думайте, что главная цель интервью – выудить на свет какие-либо «желтые» подробности личной жизни или разозлить собеседника. Ваша цель – заставить его говорить откровенно, то, что он на самом деле думает, а не заученные фразы. Я вас уверяю, у каждого публичного человека, который часто дает интервью, в голове целая вереница фраз, которые он на автопилоте выдает на стандартные вопросы.
Например, когда меня спрашивают, как вы начали писать, у меня в голове сразу щелкает: «Вопрос про детство», и с языка слетает уже сотни раз рассказанная история, без моего сознательного участия. Хуже, когда задают откровенно глупый вопрос и ожидают, что в ответ я открою страшную тайну. Например: «Как научиться писать?». В рамках интервью материал двух-трех книг и пары тренингов не расскажешь. И ты прекрасно понимаешь, что от тебя ждут откровения, раскрытия секрета, благодаря которому все читатели в мгновение ока станут Пушкиными и Толстыми. А ответ-то банален: «Писать и читать. Много. Каждый день». Но ведь все сразу сделают разочарованные лица!
Не ставьте в глупую ситуацию своих собеседников! Пожалуйста, готовьтесь к интервью!
Да, и еще один важный момент. Если вы записываете интервью на цифровой носитель, а потом его расшифровываете, не забудьте поправить полученный текст. Устная речь сильно отличается от письменной. Даже если кажется, что собеседник заливается соловьем, на бумаге могут проявиться несогласованные или оборванные предложения, многочисленные «Э-э» и «Ну», повторы и потерянные окончания. Не нужно делать дословную запись, но и коверкать смысл тоже нельзя.
Лучше всего отредактировать текст и отправить его на согласование вашему собеседнику. Это показатель вашего профессионализма и уважения к тому, кто согласился дать вам интервью.
Подробно о том, как писать интересные и яркие тексты, в том числе о людях, мы будем говорить на тренинге Как писать интересно? . Приходите! Подробности здесь
Источники:
Следующие:
27 декабря 2024 года